Дмитрий Долгов

Сам Дмитрий рассказывает о себе так: «Когда это все началось, я и не вспомню. Может, кто и скажет, что проснулся с ощущением поэта, творца. У меня такого не было. Может, все началось со сказок бабушки…, а, может, с неистребимой идеи мамы, желавшей привить ребенку вкус к русской поэзии… В первом классе, на уроке пения, спел песню «Мне кажется порою, что солдаты…» — учительница заплакала, как мне тогда казалось, от моего проникновенного исполнения.
Несколько позже, во дворе, играли на гитарах и пели: «А ты опять, сегодня не пришла…».
Может быть, это случилось после публикаций первых стихотворных опытов в стенгазете, короче — все произошло само собой, как ощущение того, что я человек, что у меня две руки и две ноги, что ночью хочется спать, а днем — есть. Семена попали в благодатную почву, и страсть, нет, не страсть, а привычка к прилаживанию слов друг к дружке укоренилась.

Но самое страшное произошло позже — я был инфицирован песнями Булата Окуджавы, инфицирован смертельно, то есть навсегда. Потом я слышал многих бардов, и тех, кто громче и лучше поёт, и тех, кто моложе и моднее, но ощущение простоты и космической гармонии в песнях мастера не исчезало. Незаметно, мастерски выводившего в жизнь Ваньку Морозова, Лёньку Королёва, Наденьку, юнкеров, отталкивая их от земной тверди в пространство духа, возводя их земные дела в ранг истины, а их самих в святых. Сам же мастер шагал рядом с ними, по тем же московским улицам, и одновременно глядел на них сверху. И если они становились святыми, то тогда он просто Бог. Вот, он, — думал я, — обыкновенный советский Бог.
И если я мог пройти мимо Элвиса и Пола, мимо Бориса и Андрея, и даже мимо Александра Николаевича и Александра Аркадьевича, то мимо Булата Шалвовича — не смог…

Вообще-то, мама хотела, чтобы я стал художником. Частенько, когда я шёл в художественную школу, встречались ребята с гитарой. Они сидели в беседке, пели, показывали друг-другу новые аккорды, завораживающие душу, струнные переборы. Я садился рядом, откладывал папку с рисунками подальше. В общем, гитара побеждала, и я оставался с ними до глубокого вечера. Когда мама спрашивала, — что рисовали, — отвечал, — гипсовое ухо, и предъявлял карандашный рисунок трехмесячной давности.

Потом было увлечение горными походами, где мои гитарные опусы получили колоссальную поддержку и невиданный прогресс. Я открыл творчество самодеятельной, как её тогда называли, песни. Разучивал — Окуджаву, Визбора, Кукина, Кима. Нужно сказать, в то время жанр был на взлёте, исполнение, а тем более, написание песен являло собой проявление крайней степени свободомыслия, гражданской позиции, а сами авторы-исполнители были проводниками этих идей, своего рода проповедниками и вдохновителями. Я оказался в самом центре этих светлых и опасных событий. В компании, где каждый день показывают и обсуждают написанное только-что, практически невозможно не начать писать своё. Пробуют писать почти все, но не у всех хватает здравого смысла вовремя остановиться. Мне повезло — у меня его не хватило. Опусы обрели популярность, а я поклонников.

Позже появились записи, фестивали, концерты, выступления. Благодаря песням и хорошим людям, мне удалось поколесить от Белого до Черного моря, от Бреста до Красноярска. А песням повезло еще больше — они путешествуют по странам и континентам.

Первый альбом «Весна и прочее» записан на запорожской студии «Ринг» в 1991 году. Этот альбом просто попытка услышать себя, как-то отстраненно посмотреть, что такое этот бард-Долгов. Сама запись длилась чуть больше часа: я стал к микрофону и без перерыва пел всё, что написал, потом послушал и переписал пару песен с явными ляпами. Несмотря на спешку, попытка оказалась удачной. Я сделал десяток копий и раздарил друзьям. Велико было мое удивление, когда через полгода эти записи были и в Кишинёве, и в Москве…

Всё когда-нибудь заканчивается. И вот однажды я проснулся и понял, ехать некуда, везде кризис — не до песен. Вот тут и пришлось вспомнить, что творчество везде, безвыходных положений не бывает, что пришло время вспомнить как смешивать краски, как держать кисть, как можно реализовать свой творческий потенциал другими средствами — цветом, линией, фактурой. Вспомнить, что мир, несмотря на кризис, прекрасен, люди красивы, а жизнь всего одна. К своим картинам отношусь, как и к песням — это история, и чем правдивее ты её рассказал, тем больше ей верят. Поэтому и картины носят репортажный характер. Название полотна для меня не менее важно, чем сам сюжет, оно же и раскрывает его суть. Может быть это неправильно, с точки зрения художников, но это мой путь. Когда меня спрашивают, — а в каком стиле вы работаете? Я отвечаю — это «стиль дилетанта у которого чешутся руки»…

Иногда пишу песни и делаю это довольно хорошо (честно, без халтуры).
Сейчас не задаю себе вопроса в каком стиле и жанре эти песни написаны, чем шире стилистика, тем лучше, больше шансов, что их услышат…
Песня, при всей, казалось бы, несерьёзности предмета, имеет огромную роль в жизни человека. Говоря проще, песни - есть коды, на подсознательном уровне эти коды проникают с маминой колыбельной и хранятся всю жизнь. Мы помним песен больше, чем сами подозреваем об этом. Думаю, мудрость поколений, мораль, национальные и другие черты записаны в виде песен-кодов. Можно возразить, а литература? Вероятен тот факт, что в ближайшее время книжек читать станет некогда, да и некому (утрирую). А песни вездесущи и всепроникаемы, им не страшен бег жизни, так как они бегут в том же ритме. В этом их природа — ритмически и интонационно соответствовать своему времени, иначе их не слушают.
На странице использована информация и фрагменты текстов с: bardschool.kiev.ua, dneproblaka.com.ua, bards.ru, poezia.org
Долгов Дмитрий Станиславович — поэт, композитор, автор-исполнитель и художник — родился 27 февраля 1965 года в Запорожье.
После службы в армии в 1983-85 годах учился на филологическом факультете Запорожского государственного университета по специальности «филолог».

Первые песни написал в 1983 году.
Песенная карьера Дмитрия Долгова началась в 1986 году, когда он попал в запорожский клуб авторской песни «Парус», участниками которого были Алексей Недвига, Сергей Кучма, Елена Алексеева (тогда – Солодовник), Александр Супрун, Александр Белан и другие запорожcкие барды.

На первом фестивале, в котором Дмитрий участвовал, — харьковском «Эсхаре» в 1986 году — он сразу получил и своё первое лауреатство. Позже он становился лауреатом фестивалей "Петербургский аккорд" (1999 год), им. Грушина (1998 год), а также фестивалей в Ялте, Старом Осколе, Курске, Воронеже и других городах.

Познакомившись в 1986 году в клубе «Парус» с Еленой Алексеевой, они создали совместный дуэт, в репертуаре которого были песни Владимира Васильева, Юлия Кима, Булата Окуджавы, Михаила Щербакова, Григория Дикштейна и других известных и любимых авторов. Дует получил широкую известность в бардовской среде далеко за пределами Запорожья — их приглашали с концертами и на фестивали во многие города Советского Союза.
Сергей Кучма вспоминает: «Я считаю этот дуэт одним из лучших в авторской песне Украины и (тогда еще) СССР. В дуэте удивительное сочетание близких тембров соединялось с прекрасным гитарным аккомпанементом Димы и очень интересным подбором песен. Благодаря лениной «дрессировке», все песни были отработаны до мельчайших нюансов и «отлетали от зубов». Дуэт моментально подхватывал новинки, такие как «Бабелевский цикл» Григория Дикштейна и стал лауреатом нескольких фестивалей и слётов».

После распада дуэта Дмитрий Долгов стал исполнять преимущественно собственные песни.
В 2004 году Дмитрий переехал в Киев, где несколько лет проработал в рекламных компаниях консультантом по рекламе, PR-менеджером и арт-директором рекламного агентства.
В 2012 основал Киевскую школу бардов Дмитрия Долгова, которой руководит и сейчас.

Песни Дмитрия Долгова исполняют не только в Украине, но и далеко за её пределами, и не только в бардовской среде. Также Дмитрий организовывает выступления других бардов в киевском кафе «Высоцкий». Киевлянам хорошо знаком интересный проект «Своей колеёй», в котором Дмитрий Долгов и Павел Никитин проводят песенные экскурсии по городам Украины.

Дмитрий Долгов ведёт активную концертную деятельность и пишет картины, принимает участие в различных фестивалях в качестве члена жюри, ведущего творческих мастерских. С 2019 года Дмитрий – арт-директор Международного фестиваля авторской песни имени Александра Галича «Облака».
На странице использовано видео с youtube-каналов: Elegantium Studio, Днепропетровский клуб самодеятельной песни, bardschool2, общественное движение Экополитика, Олександр Мадей
Фото: Рита Соловьёва, Николай Шошанни, Александр Пархоменко
Дмитрий Долгов
Дмитрий Долгов
Дмитрий Долгов
Хотите связаться с нами? Нажмите, чтобы создать сообщение.